- вторичный процесс
- secondary processДва принципиально разных способа психического функционирования, первоначально рассматривавшихся Фрейдом в неврологических терминах в работе "Проект научной психологии" (1895). Позже он обращался к ним, в частности, при обсуждении сновидений, симптомов и шуток, для объяснения множества непонятных, внешне иррациональных или бессмысленных феноменов.По мнению Фрейда (выраженного впервые в терминах экономического и топографического подходов), первичный процесс представляет собой наиболее раннюю и примитивную форму психической деятельности; он нацелен на непосредственную и полную разрядку посредством повторного катексиса иконических следов памяти об удовлетворяющем потребность объекте в соответствии с принципом удовольствия (что было названо им галлюцинаторным исполнением желания). Подвижный катексис в бессознательном позволяет одному представлению в связанной с желанием ассоциативной сети символизировать другое представление (процесс, известный как смещение); одно представление может символически выражать несколько других (сгущение); тем самым неприемлемые представления могут обходить цензуру системы предсознательное-сознательное. На описательном уровне понятие первичного процесса охватывает такие характеристики бессознательной деятельности, как пренебрежение логическими связями, сосуществование противоречий, отсутствие временного параметра и отрицания, а также использование косвенной репрезентации и конкретизации (образности).В состоянии бодрствования первичный процесс постепенно (хотя и не полностью) тормозится вторичным процессом. Последний оперирует связанным катексисом и вербальными, знаковыми символами. Управляемый принципом реальности, он отвечает за сообразное реальности, логическое мышление, примером которого является отсроченное удовлетворение влечения через разрешение проблемы (внутренняя активность методом проб и ошибок).В современной психоаналитической теории первичный и вторичный процессы мышления рассматриваются как континуум; все продукты мышления (сновидения, симптомы, фантазии, грезы, целенаправленное разрешение проблемы) обнаруживают признаки многоуровневой структуры и смешение примитивных, регрессивных и защитных механизмов со зрелыми и адаптивными. Примером подобного непатологического смешения, описанного в контексте художественного творчества, является введенное Крисом (1952) понятие "регрессии на службе у Я".\Лит.: [45, 243, 249, 204, 351, 522]
Словарь психоаналитических терминов и понятий. 2014.